Скважинные насосы, тип ЭЦВ.
Электронасосы центробежные водяные предназначены для подъема воды с температурой до +25 С из артезианских скважин с содержанием мехпримесей до 0,1% по объему. Исполнение «Г» -для воды с повышенным содержанием мехпримесей, «Х» -для химически активной воды, «Тр» -для горячей воды до +65 С, «А» -сейсмоустойчивые.
.В настоящее время выпускает Россия, Украина, Беларусь и Молдова. Наиболее качественные изготовляют Россия, Беларусь и Молдова. Украинские насосы по качеству несколько уступают вышеназванным. Если рассматривать конструктивные особенности, то необходимо исходить в основном из двух составляющих –электродвигатель и собственно сам насос, т.к в подавляющем большинстве случаев поставка ведется в виде агрегата, т.е насос и электродвигатель как единое целое. Традиционно здесь сказывается недостаток, который идет еще со времен «единого и могучего». Тогда была известная специфика при которой при изготовлении т.с. «наземных» насосов собственно сами насосы и электродвигатели изготавливали разные заводы, и были стандарты для увязки их в единое целое, то при изготовлении скважинных насосов каждый завод изготавливал и насосную часть и электродвигатель. При этом каждый завод разрабатывал собственную конструкцию соединения, в результате чего электродвигатели и насосные части разных заводов зачастую не подходили друг к другу без определенных переделок. Данный недостаток сохраняется и до настоящего времени. Только Молдавия попыталась перейти на международный стандарт «NEMA» параллельно выпуская и свою традиционную конструкцию. Самое уязвимое место скважинных агрегатов это электродвигатель, на которые приходится в среднем 2/3 всех аварий (кстати, в стоимости агрегата он «тянет» столько же).
Сейчас выпускают три основные конструктивные схемы по охлаждению.
.Водопроточной –наиболее простой, дешевый и одновременно уязвимый тип конструкции. Отличительные особенности –наличие сквозных отверстий в крышках нижнего и верхнего щитах. Это позволяет окружающей воде свободно циркулировать внутри электродвигателя, создавая сильный водяной поток по всей длине электродвигателя. К положительным сторонам данной конструкции можно отнести простоту и малый расход динамной стали, т.к электродвигатель хорошо охлаждается. К недостаткам –низкая надежность в условиях сильной засоренности скважины, т.к грязь забивает отверстия в крышке нижнего щита, вода перестает поступать, циркуляция нарушается, обмотка быстро нагревается и электродвигатель быстро выходит из строя.
.Псевдогерметичный –циркуляционные отверстия находятся в крышке верхнего щита электродвигателя. Обладает большей надежностью по сравнению с водопроточным, но требует больше динамной стали для создания большего запаса по мощности из-за худшей циркуляции воды.
.Герметичный –заполняется обычно в заводских условиях водоглицериновой смесью (некоторые обезвоженным маслом, либо компаудируют –заливают смолой. В последнем случае применяют в обмотке обычный эмаль-провод), либо на месте эксплуатации водой, что положительно сказывается на ресурсе электродвигателя при грамотной эксплуатации. К отрицательным сторонам таких электродвигателей следует отнести, что в условиях низкой культуры эксплуатации (а это у нас пока хроническое явление) есть риск быстрого выхода из строя. Так, например, маслозаполненные электродвигатели страдают при погружении их на большую глубину чем указано в паспорте, т.к. гидростатическое давление воды продавливает уплотнение вала и вода попадает в масло после чего происходит короткое замыкание. Компаудированые электродвигатели не подлежат перемотке при выходе их из строя, т.е получаются одноразовыми. Наиболее простая конструкция –это заполнение водой на месте установки с последующей т.с. условной герметизацией (водой заполняется полость электродвигателя, циркуляционных отверстий с внешней средой нет –заглушаются, но из-за отсутствия герметичного уплотнения вала происходит слабая местная циркуляция воды). Такая конструкция требует повышенный расход динамной стали.
.Для лучшего охлаждения электродвигателя иногда применяют конструкцию когда между статором и корпусом оставляют зазор 1-3 см., для циркуляции воды не только между ротором и статором, но и между статором и корпусом. В целом, неплохая идея не всегда оправдывается с практической точки зрения. Так, например, при погрузке тяжелых насосов в автомашину или на складе перемещение иногда происходит в горизонтальной плоскости, при этом применяют иногда валик (обычно это простой отрезок металлической трубки) и насос своим весом придавливает рубашку корпуса к статору, в результате чего происходит уменьшение проточного циркуляционного просвета, нарушение расчетной циркуляции и как следствие перегрев электродвигателя при эксплуатации. Возможен так же вариант засорения этого просвета при «грязной» скважине в результате имеем опять нарушение процесса расчетного охлаждения.
.Рабочие органы насосных частей изготавливают обычно из различных видов пластмасс или из металла. Применение металлических органов для насосов производительностью до 16 м3/ч считается нерациональным и обычно применяют пластмассы.
.Из которых самые простые –полипропилен т полиэтилен НД, они самые дешевые, легко поддаются обработке, но и относительно быстро теряют геометрическую форму.
.Полиамид –обладая большой механической прочностью, гигроскопичен (без видимых изменения линейных размеров), является самым ПРОЧНЫМ из всех широко применяемых пластмасс, а стеклонаполненный полиамид так вообще вне конкуренции по прочности (тут мы исключаем углепластики), правда у стеклонаполненного есть два минуса : 1) его поверхность не гладкая. 2) при работе в паре с металлом без воды он "съедает" металл.
.АБС –прочность несколько близка к полиамиду, нет гигроскопичности, но сила трения АБС по АБС слишком велика, поэтому не применяется в паре.
.Норил –наиболее популярный из современных пластиков, хотя не дает явных заметных преимуществ при сравнении с полиамидом и АБС –просто продвинутая торговая марка.
Есть интересный момент. Себестоимость практически ВСЕХ пластиков (кроме полипропилена и полиэтилена НД) выше стоимости чугуна и углеродистой стали. Поэтому получается иногда парадоксальная ситуация когда дешевле поставить металлические рабочие органы чем пластмассовые. Правда обработка металла более трудоемка.
.Металлические рабочие органы изготавливают обычно из чугуна, стали (в т.ч нержавеющей) или бронзы методом литья, при этом лопаточные отводы (направляющие аппараты) льют всегда, а рабочие колеса иногда делают сварными.В "западных" насосах широко применяется точечная сварка, которую сначала начали применять и у нас (Ливны), но после того как рабочие колеса стали "разлетаться" в Средней Азии было принято решение делать сварные швы сплошными.
.При покупке насосов интересуйтесь конструкцией электродвигателя, материалом изготовления рабочих колес, лопаточных отводов и распорных втулок ( при этом в "западных" насосах про пластмассу пишут обтекаемо -"технополимер", тут надо помнить, что полипропилен и полиэтилен НД тоже технические полимеры ). К сведению неграмотных директоров и «шибко вумных» главных инженеров могу напомнить. Среди вас сейчас идет «гонка» за насосами с рабочими органами из нержавеющей стали. Это может быть оправданным только в случае если у вас запескованая скважина (хотя тут лучше применять насосы исполнения "Г", т.к не всякий насос с металлическими рабочими органами предназначен для перекачки воды с повышенным содержанием мехпримесей и тут чугунное колесо насоса исполнения "Г" лучше чем нержавеющее насоса "простого" исполнения). Если скважина чистая, то применение таких насосов не совсем оправдано ибо нержавеющие рабочие колеса в основном сварные и сваривают их зачастую вручную (кроме «буржуев»), а это потеря точности. Если скважина чистая лучше брать насос с пластиковыми колесами (полипропилен, полиэтилен - нежелательны). У них выше точность изготовления, они так же не ржавеют, а прочности хватает для чистой воды, при этом ротор насосной части получается легче (разница в массе между нерж.сталью и пластиком), точнее изготовлен и как следствие –некоторая (хоть и малая) экономия в энергопотреблении.
.При сравнении с т.н., "западными" промышленными скважинными насосами можно отметить, что культура исполнения "западных" насосов выше постсоветских, по энергопотреблению они в основном равны (как ни странно это может показаться), а по стоимости в 6-7 ! дороже, и поскольку более капризны в плане требований к качеству воды, то требуют дополнительных капиталовложений в сопутствующую арматуру и устройства, но все это не увеличивает срок эскплуатации в 6-7 раз (в среднем в 1,5-2 раза). При оценке (покупке) "западных" насосов рекомендую обращать внимание на такую тонкость. В западном насостроении принято отображать максимальные параметры (что поделаешь -реклама), т.е. , например, указывают маскимальную производительность и максимальный напор и у покупателя складывается впечатление, что при указанной производительности будет и указанный напор, но это в корне неверно. Для объективной оценки лучше попросить график и посмотреть средние значения иначе вы рискуете обмануться. В постсоветских насосах в самой маркировке по ГОСТу указаны номинальные (образно говоря, средние) значения по подаче и напору. По конструкции "западники" стараются сделать меньший диаметр, что не оправдано с точки зрения КПД по напору и поперечной прочности ( поэтому у постсоветских насосов объективно КПД по напору выше при большем диаметре и при сопоставимой подаче) мотивируя более низкими затратами на бурение скважины меньшего диаметра. Тут выбор, конечно, потребителя, но всегда надо помнить, что выигрывая в одном, ты подвергаешься опасности в другом. Идя по пути скважины меньшего диаметра, потребитель "привязывается" к данной продукции и потом в случае желания сменить поставщика (применяемый т.с. "калибр" насоса) иногда уже не сможет это сделать. Для примера можно напомнить, что когда выпустили скважинные 3-х дюймовые насосы (бытовые), они шли по цене ниже 4х дюймовых. Когда продажа достигла некого критического уровня, цена на 3-х дюймовые была резко повышена и потребитель остался если не у разбитого, то весьма дорого корыта (ведь 4-х дюймовый насос уже не установишь в 3-х дюймовую скважину). Поэтому если у вас намечается бурение новой скважины всегда рекомендую помнить о данном историческом примере.
|